Экскурсионные маршруты

В 2010 году Санкт-Петербург отметил свой 307 день рождения. С момента возникновения города, благодаря традициям, заложенным его основателем - Петром I, многонациональность стала судьбой Санкт-Петербурга. Люди разных национальностей, взглядов и вероисповеданий всегда жили в нашем городе в мире и согласии. Умение понимать людей и принимать их со всеми особенностями – это и есть главный секрет знаменитой петербургской интеллигентности. С момента основания история Санкт-Петербурга была тесно связана с историей одной из самых интересных еврейских общин России – петербургской еврейской общины.

Российская империя, столицей которой наш город стал в 1712 году, унаследовала от Московской Руси запрет на въезд евреев в страну. Тем ни менее, с первых же дней существования новой столицы в ней появляются сподвижники Петра I еврейского происхождения. Первым начальником петербургской полиции (генерал - полицеймейстером) стал Антуан (Антон) Девьер – потомок португальских крещеных евреев, приглашенный Петром I из Голландии. Крещеным евреем был и один из руководителей внешней политики России вице-канцлер Петр Павлович Шафиров и некоторые другие сановники.
К началу XX века еврейское население Петербурга насчитывало чуть менее 20000 человек, и эта цифра была ничтожно мала по сравнению с общим количеством еврейских подданных Российской Империи. Более пяти с половиной миллионов евреев проживало в местечках по ту сторону черты оседлости. В одной только Одессе проживало около 150 тысяч еврее. Почему же нам так важна и интересна именно история еврейской общины Санкт-Петербурга? Ведь образ жизни, бытовые условия, манеры петербуржских евреев сильно отличались от своих собратьев в других регионах России.
Ответ прост. Именно эти несколько тысяч евреев, проживавших в российской столице составляли ядро самой образованной, культурной, влиятельной и богатой части русского еврейства. Их личности, их идеи, издававшиеся ими книги, газеты и журналы имели огромное влияние на молодежь (особенно в конце девятнадцатого - начале двадцатого столетия). Эти люди в большой степени определили облик не только русского, но и мирового еврейства, в котором выходцы из России занимали и занимают далеко не последнее место.
Исследование, которое провели участники проекта не претендует на фундаментальность. Большая часть материалов взята из книг Михаила Бейзера «Евреи в Петербурге» и Юрия Гессена «К истории Санкт-Петербургской Еврейской религиозной общины: От первых евреев до 20 века», а также мультимедийного диска «Евреи Петербурга. Три века истории», выпущенного НОУ «Центр ОРТ-СПб».
Основная задача исследовательской работы, проведенной участниками проекта, заключалась в другом – найти и своими глазами взглянуть на известные «еврейские» места города, оценить тот вклад, который внесли в жизнь современной еврейской общины города видные представители общины 19 века.
Подготовленные участниками проекта прогулочные маршруты охватывают еврейские места Санкт-Петербурга, связанные с жизнью еврейской общины города в прошлом и настоящем.
Они рассказывают об образовательных заведениях и благотворительных обществах – исторических и действующих в современном городе, о меценатах - таких как семья Гинцбургов и других видных деятелях еврейской общины, и, конечно же, о Большой Хоральной Синагоге – второй по величине Синагоге Европы и одном из красивейших архитектурных памятников Санкт-Петербурга.
Любой коренной житель или гость города сможет самостоятельно совершить прогулку по еврейскому Петербургу, воспользовавшись информацией этого сайта и подсказками интерактивных карт.

Список маршрутов:
- ОРТ и Санкт-Петербург: 130 лет вместе
Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ) - одна из старейших еврейских общественных организаций. Первоначально ОРТ (как и ОПЕ - общество просвещения евреев) имело целью преобразовать жизнь российских евреев в духе идей Хаскалы. Но если ОПЕ делало упор на культурно-просветительную деятельность, то ОРТ, как это следует из его названия, стремилось изменить социально-экономическую структуру еврейского местечка. Лозунг ОРТа: от торговли и посредничества - к ремеслу и земледелию. Приобщение евреев к ремеслам означало появление рынка квалифицированной рабочей силы в черте оседлости и, стало быть, возможность быстрого развития там капиталистического производства.
Сначала оно занималось в основном профессиональной подготовкой еврейской молодежи. Затем организация стала выдавать ссуды ремесленникам и крестьянам, помогать создавать изделия кустарных промыслов, развивать сеть ремесленных училищ, курсов и ремесленных классов при начальных еврейских учебных заведениях. Популярность ОРТа в народе росла, тем более, что диплом об окончании ремесленного училища давал право на жительство вне черты оседлости.

- Образование и просвещение
Заслугой Петербургской общины стало создание системы нового еврейского образования, ставшей достоянием всего российского еврейства.
Лидеры петербургского и российского еврейства стремились создать такую систему еврейского образования, которая бы сохраняла еврейскую религию и культуру и при этом вооружала бы еврейскую молодежь всеми достижениями тогдашней науки. В 1863 г. по инициативе Евзеля Гинцбурга было создано Общество для распространения просвещения между евреями России (ОПЕ).
В 1880 г. в Петербурге создается Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ). Его задачей было создание системы профессионального обучения евреев и помощь еврейским ремесленникам. Питомцам 3 своих училищ и 46 классов, а также курсов для взрослых ОРТ давал самые современные профессии.
В 1907 г. по инициативе Давида Гинцбурга в Петербурге создается еврейский университет (официальное название «Высшие курсы востоковедения»). Это было первое гуманитарное высшее учебное заведение, сочетавшее традиционный еврейский подход в изучении семитологии и иудаики с новейшими достижениями мировой науки.
Влияние Петербургской еврейской общины на духовную жизнь евреев всей России осуществлялось через периодические издания. С 1886 г. в столице начинает издаваться ежедневная газета на иврите «Га-Мелиц» («Заступник»). Почти одновременно появляется и журнал «Мицпа» («Сторожевая башня»). Их издателем был видный деятель еврейского просвещения А.О. Цедербаум. Он же выпускал газету на идиш «Идишес фолксблат» («Еврейский народный листок»). Цедербаум основал также несколько еврейских изданий на русском языке («Русский еврей», «Рассвет» и др.).

- Современная жизнь еврейской общины
Санкт-Петербург был крупнейшим в России центром деятельности еврейских научных, просветительских и культурных обществ.

- Религиозная жизнь еврейской общины
Когда несколько евреев живут в одном городе - это еще не община. Даже когда их становится несколько тысяч, сами по себе они все равно не образуют общину. Еврейская община подразумевает существование целого ряда учреждений и форм общинной жизни. Это хедер и похоронное общество, пупкас (летопись общины), кладбище, миква (ритуальная баня) и шейхет (резник) и, конечно, раввин и синагога (или хотя бы молельный дом).

- Jewish Petersburg
В этом разделе англоязычные гости Санкт-Петербурга могут получить интересную информацию о еврейском Санкт-Петербурге