Еврейское Преображенское кладбище
Несколько слов о том, что такое еврейское кладбище. Так как мертвец и могила - источники ритуальной нечистоты, кладбища всегда размещали вне города. Тем не менее это место свято, и все, что может толковаться как неуважение к усопшему, запрещено еврейским законом. В частности, на кладбище нельзя есть, пить, заниматься светскими делами. Участки под могилы отводились обычно всем одинаковые, как напоминание о том, что смерть уравнивает бедного и богатого, простолюдина и знатного. Исключение составляли знаменитые раввины, имевшие семейные склепы. Самоубийц, вероотступников и людей с дурной репутацией хоронили вне кладбища или у его дальней стены.
С древности евреи очень заботились о порядке на кладбище. За осквернение могил часто полагалась смертная казнь. Польско-литовское законодательство подходило к этому вопросу чуть мягче. В грамоте Великого князя литовского Витовта, данной евреям Бреста в 1388 году, написано:
"Если же христианин могилы евреев осквернять будет, желаем наказать его по обычаям земли нашей, а состояние его конфисковать".
Обычно евреи посещают могилы в годовщину смерти родных, а также в посты, в течение месяца элула (перед Рош ха-Шана) и перед Йом Кипуром. В субботу и праздники ходить на кладбище не принято.
Так как кладбище - место ритуально нечистое, после его посещения необходимо совершить омовение рук. Кохенам потомкам первосвященника Аарона - не только запрещено входить на кладбище, но и находиться в одном помещении с покойником, сколь велико бы оно ни было. Однако участие в похоронах ближайших родственников - мицви (заповедь) и для кохена.
Из истории создания кладбища
Первое еврейское кладбище в Петербурге появилось лишь в 1874 году. Но уже в 1802 году на лютеранском (Волковском) кладбище евреи купили участок для захоронений. Только в 1874 году, в эпоху относительно либеральную, правлению петербургской общины удалось добиться участка под еврейское кладбище. В справочнике "Петербургский некрополь", изданном Великим князем Николаем Михайловичем в 1912 году, сообщается, что Преображенское кладбище с церковью Преображения Господня расположено "но Николаевской железной дороге на 10-й версте от Петербурга. Разделяется на православное, других христианских исповеданий, еврейское и караимское. Кроме того существует отдельное кладбище для военных". Так что Петербургское еврейское кладбище получило название в честь чуда, произошедшего с Иисусом на горе Тавор. Христианская часть кладбища давно переименована в "Памяти жертв Девятого января", а название "Преображенское" теперь твердо ассоциируется у ленинградцев с еврейскими могилами.
Сейчас здесь уже не хоронят. Можно только зарыть урну с пеплом покойника в могилу его ближайшего родственника.
Еврейское Преображенское кладбище
Еврейское кладбище расположено в Невском районе, близ ж/д платформы Обухово. Площадь кладбища составляет 27,4 га.
В 1875 году на кладбище был открыт деревянный дом омовения, который в 1912 году сменил каменный, построенный по проекту архитектора Я. Г. Гервица
В конце 1968 года решением Ленгорисполкома Еврейское кладбище было закрыто для дальнейших захоронений, сейчас здесь возможны только подхоронения в могилы близких.
Кладбищенская синагога
Отдельного упоминания заслуживает комплекс Дома омовений, или как его называют - синагогальный комплекс еврейского кладбища.
Уважение к предкам и их памяти является основой еврейской традиции. Кладбища испокон веков играли важную роль в общинах, они воспитывали уважение к памяти предков, чувство непрерывности истории. Ведь во многом по отношению к могилам своих предков судят о цивилизованности народа. Здание Дома Омовения было возведено в 1912 году архитектором Гевирцем, хотя кладбище является одним из самых старых в городе. На Преображенском кладбище, являющемся великолепным памятником архитектуры, покоятся многие выдающиеся евреи, внесшие огромный вклад в науку, искусство и общественную жизнь России. Основные средства на возведение здания были предоставлены меценатом Гинцбургом, до этого пожертвовавшим крупную сумму на строительство Большой Хоральной Синагоги. Оба здания принадлежали общине и в определенном смысле составляли единый органичный комплекс. Последние годы осуществляются реставрационные работы в Доме Омовений. Помимо наблюдения за процессом реставрации, Совет должен продумать концепцию использования здания: планируется, что, наряду со своими прямыми функциями, Дом Омовения будет исполнять и важную культурную роль. В частности, обсуждается устройство музея.
Молельный дом на кладбище трудно назвать синагогой в общепринятом смысле. Здесь не учат Тору, не молятся в субботу и не веселятся в праздник Симхат Тора. Дом для отпевания умерших - более точный термин. Поэтому и архитектура строгая, и украшений внутри нет. Однако в буквальном смысле слова это именно синагога, то есть место для собраний, хотя и по печальному поводу.
Умирал человек. Привозили его сюда, обмывали, собирали десяток стариков и читали традиционную молитву: "Эль мале рехамим...":
Надгробия
На старых надгробиях прослеживается еврейская символика: Маген-Давид, благословляющие руки кохенов, менора, свитки Торы, Скрижали Завета, Древо Плача (дерево с обрубленными ветвями), стилизованные фигуры львов.
Надгробные надписи здесь в большинстве своем выполнены на иврите.
Часто текст начинается с букв "п.н." - аббревиатура традиционного словосочетания [по никбар] - "здесь покоится“, Далее помещается имя покойного, его заслуги, часто указывается профессиональная или сословная принадлежность.
Известные люди, похороненные на кладбище
Марк Матвеевич Антокольский
Марк Матве́евич Антоко́льский (21 октября 1843 Вильно— 26 июня Франкфурт-на-Майне) — знаменитый скульптор, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.
Наиболее известные произведения:
• «Еврей-портной» (1864)
• «Скупой» (1868)
• «Мальчик, крадущий яблоки» (1865)
• «Спор о Талмуде» (1868)
• «Нападение инквизиции на евреев» (1863—1869)
• «Иван Грозный» (1875)
• Портрет В. В. Стасова (1873)
• «Христос перед судом народа» (1874)
• «Смерть Сократа» (1875)
• Надгробный памятник княгине Оболенской (1876, Рим)
• Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга (1878)
• Портрет И. С. Тургенева (1880)
• «Спиноза» (1882, мрамор)
• «Мефистофель» (1883, мрамор)
• «Нестор-летописец» (1890, мрамор)
• Памятник Петру I в Таганроге (1898)
Ашанский Абель Аарон Ицкович
Ашанский Абель Аарон Ицкович(1825—1899), фельдфебель, ветеран Кавалергардского Её Величества полка.
Начав службу в 1846, Ашанский отказался креститься. Первые семнадцать лет был печником в военно-рабочей роте, затем его перевели в гвардейский кавалерийский полк.
Служба Ашанского в гвардейском полку — исключительный случай в русской армии, так как обычно евреям, не принявшим христианство, не дозволялось оставаться в строю сверх обязательного срока.
Ашанский пользовался большим авторитетом в еврейской общине Петербурга.
Городинский Григорий Михайлович(1912 - 1980)
Известный специалист в области спектральных и оптико-физических приборов. Окончил Ленинградский техникум точной механики и оптики (1933) и ЛИТМО (1941). Являлся секретарем комитета ВЛКСМ ЛИТМО (1938-40).
Кандидат технических наук (1953), доцент (1956), доктор технических наук (1969), профессор (1971).
Опубликовал более 40 научных трудов, являлся автором нескольких изобретений.