О том, как созидалась и развивалась религиозная жизнь еврейской столичной общины в 60-х и 70-х годах XIX века, рассказывает в своих воспоминаниях непосредственный участник этих событий Давид Фейнберг.
Уроженец Ковно (Каунаса) Давид Фадеевич Фейнберг (1840–1916) поселяется в Петербурге в 1863 году, чтобы учиться здесь в университете. К этому времени он успел получить традиционное образование в хедере, дополнить его изучением общих предметов у частных учителей (в том числе и у знаменитого ивритского писателя Авраама Мапу) и проработать несколько лет на Варшавской железной дороге. Проучившись несколько курсов на юридическом факультете Петербургского университета (который он так и не окончил), Фейнберг увлекается общественной деятельностью в рамках еврейской общины. Он завязывает связи с влиятельными представителями столичного еврейства и высокопоставленными чиновниками и становится инициатором целого ряда общественных проектов, направленных на преобразование еврейской общины в Петербурге по западноевропейскому образцу. В 1870 году он становится секретарем правления общины, а в 1891 году занимает пост главного секретаря Центрального комитета Еврейского колонизационного общества в Петербурге.
Фрагменты воспоминаний Фейнберга, написанных им в последние годы жизни, публикуются по фотокопии авторской рукописи, хранящейся в Центральном архиве истории евреев в Иерусалиме.
"Идея о создании в столице интеллигентного центра, откуда бы распространялся свет на всех евреев провинции, сделался заветной мечтой моей жизни. Но для этого необходимо было создать общину, и основой общины является синагога и кладбище. Нельзя не заметить, что в это время распространился слух, что Александр II посетил синагогу в Берлине и что, будто бы, он высказал желание иметь такую в Петербурге. Но как бы то ни было, создать в столице России, имеющей не менее шести миллионов евреев, открытый храм было в одно и то же время великим приобретением в смысле ознакомления нееврейского населения с нашим культом и воспитания еврейской молодежи на почве юдаизма. Христиане должны научиться нас не чуждаться, евреи должны научиться своей религией и принадлежностью к этой религии не стесняться. Для этого храм с современным Б-гослужением служит прекрасной школой. Моя пропаганда и, в особенности, мое беззаветное и бескорыстное увлечение подействовали на лучшую часть еврейского населения столицы, и в одном из частных совещаний меня просили организовать молельню на предстоящие Рош а-Шана и Йом Кипур. Я ухватился за эту мысль, так как смотрел на эту затею как на начало будущего храма."